Симптомы аутизма

На данном этапе развития науки нет единого признака, по которому можно диагностировать аутизм.

Нет биологических критериев. Доступная диагностика — наблюдательная.

Вот распространенные аутистические симптомы, они могут сочетаться у одного человека в разных комбинациях и с разной степенью выраженности:

 

  • не смотрит в глаза

  • не указывает пальцем

  • избегает прикосновений

  • не копирует поведение взрослых

  • негативно реагирует на изменения

  • мало интересуется игрушками, играет другими предметами

  • когда ему указывают пальцем, следит за самой рукой, а не в направлении, куда рука показывает

  • принимает необычные позы

  • отсутствует страх опасности

  • отсутствует либо отсрочена реакция на раздражители (речь другого человека/удар и пр.)

  • использует аутостимуляции (машет руками, словно крылышками, вертит пальцы перед глазами, вращается, раскачивается)

  • ходит на носках

  • наносит себе вред (кусает, царапает, бьет и пр.)

  • демонстрирует “манежный бег”  — бег по кругу, выстраивает предметы в одну линию, закрывает-открывает двери, щелкает включателем, вращает колесики в машинке

  • проявляет агрессию

  • бывают припадки (падение на пол и пр.)

  • неадекватная реакция на мать (либо безразличие, либо чрезмерная привязанность)

  • задержка развития речи или регресс речевых навыков

  • запаздывание возраста вопросов (начало возраста «почемучки» — около 3 лет)

  • мало улыбается или не улыбается

  • нет адекватной мимики/жестов

  • использует неологизмы (несуществующие слова) в речи, но не в качестве проявления творчества

  • длительно обозначает себя во 2-м/3-м лице (в ситуации, когда надо сказать «Я хочу…», вместо этого говорит «Ты хочешь…», «Петя хочет…» )

  • не понимает личных границ (может обнимать, целовать незнакомого человека)

  • не играет в ролевые игры

  • рассматривает предметы под необычным углом зрения — использует периферическое зрение

  • скрежещет зубами во время напряжения, недовольства

  • чрезмерно избирателен в еде

  • непереносимость либо повышенная чувствит-ть к определенным запахам, фактурам, консистенции пищи, звукам

  • бурная реакция на неожиданный звук

  • непереносимость яркого света

  • подолгу фокусируется на вертящихся предметах, не являющихся игрушками (колеса, вентиляторы, барабан стиральной машины), отражениях, бликах, тенях

  • проявляет гравитационную неуверенность (не любит батут, велосипед, любые неустойчивые поверхности, может не любить купание, если надо наклонять назад голову)

  • предпочитает одну и ту же одежду, еду

  • сложно смотреть на лица

  • сосет (воротник и пр.)

  • мычит

  • навязчиво повторяет одно и то же

  • проявляет эхолалии (повторяет чужие слова, словно эхо: например, на вопрос: «Хочешь это или нет?» отвечает «Хочешь это или нет»

  • боится горшка/унитаза

  • может страдать запорами

  • поедает несъедобное (песок, снег, камни, фекалии)

  • гипер/гипотонус в руках — роняет предметы либо, наоборот, чрезмерно сжимает, чтобы удержать (может прорывать лист во время письма/рисования)

  • бьется головой

  • гримасничает, кривляется
 
Если ребенок демонстрирует 3-4 симптома из перечисленных, нужно обратиться к психиатру и нейропсихологу.

Добавить комментарий