Почему ребенок постоянно что-то жует (грызет)?

Для младенцев и детей младшего возраста засовывание предметов в рот — это нормальная стадия развития речевых органов.

Некоторые дети, тем не менее, продолжают жевать несъедобные предметы  и после стадии начала речи /прорезывания зубов. Для некоторых это фаза со временем проходит. У других всегда будет необходимость жевать, и это может продолжаться во взрослой жизни.

Почему так происходит? На это может быть много разных причин, и не всегда можно дать однозначный ответ. Вот несколько основных и распространенных причин. 

СТРЕСС/ТРЕВОГА

Стресс, о котором мы говорим, может быть повседневным напряжением — когда дети расстроены, расшалились или устали. Или может быть дополнительная тревожность по поводу того, чтобы отправиться на новое место, возобновить учебу , и т.д. Жевание обычно усиливается по мере увеличения уровня стресса, и связано также с тем, насколько хорошо дети справляются со стрессом.

Наиболее распространенное объяснение того, почему некоторые дети жуют — это стресс и/или тревога. Жевание обеспечивает проприоцептивное воздействие на челюсть, которое очень успокаивает и организует. Это подобно тому, что некоторые люди могут кусать свои ногти, когда нервничают, или расхаживают вперед и назад, глубоко дышат, постукивают ногой и т. д. 

СЕНСОРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / УСПОКАИВАНИЕ

Жевание как успокаивающий механизм особенно справедлив для детей с аутизмом и /или расстройством сенсорной обработки .

Люди с сенсорными проблемами обрабатывают информацию от внешнего мира по-разному, и часто это может быть просто ошеломляющим. Свет может казаться ярче. Звуки могут быть громче. Прикосновение может ощущаться болезненным. И так далее.

Уменьшение количества информации для саморегуляции, успокаивание — один из способов для людей с сенсорными проблемами владеть собой и управлять всей дополнительной сенсорной информацией, атакующей их системы чувств. Успокаивание — это, как правило, что-то повторяющееся, например, размахивание руками, раскачивание назад и вперед, вращение предметами, повторение определенных слов, жевание и т. д.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА /ПРОПРИОЦЕПЦИЯ

Мы познаем окружающий мир посредством чувств, одним из которых является менее известное «шестое чувство», называемое проприоцепцией. Говоря вкратце, проприоцепция — это наша способность знать, где находится наше тело во времени и пространстве. Это способ обработки сигналов от наших суставов и мышц, для того, чтобы двигаться и позиционировать тело.

Когда детям трудно понять эту информацию, может создаваться целый ряд проблем. Дети натыкаются на предметы, недостаточно контролируют свои движения, ерзают и не могут спокойно сидеть или сконцентрироваться, и/или многое другое.

Эти дети, в частности, требуют так называемой «сенсорной диеты» — упражнений по регулированию их сенсорных систем. Профессиональный терапевт комплексно включает эти упражнения в курс лечения. Он подбирает подход к каждому ребенку в зависимости от его потребностей и обычно включает некоторые виды сложных упражнений . Если в данном случае нет сенсорной диеты или если по какой-то причине дети не получают необходимое количество компенсаторного проприоцептивного воздействия в течение дня, они могут попытаться отрегулировать себя сами. Поэтому они часто что-то жуют, ведь они умеют это, им легко выполнять и контролировать эти движения, и данный процесс обеспечивает проприоцептивное воздействие на челюстной аппарат.

ОРАЛЬНОЕ ОЩУЩЕНИЕ

У некоторых людей есть так называемая «оральная гипочувствительность» — отсутствие ощущений во рту.

Чтобы использовать более подходящее сравнение, представьте, что по какой-то причине у вас уменьшилось чувствительность пальцев. Как бы вы это компенсировали? Вы, вероятно, стали бы нажимать на предметы сильнее, брать вещи более крепко, возможно, искать более текстурированные предметы и получать от них много тактильной информации, и так далее.

Точно так же люди с ограниченной оральной чувствительностью  могут пытаться совершать действия, которые обеспечивают повышенную оральную обратную связь, как, например, употребление хрустящих продуктов, набивание рта пищей, скрежетание зубами, и жевание несъедобных предметов.

КОНЦЕНТРАЦИЯ

Вы когда-нибудь жевали жевательную резину во время экзамена? Или грызли колпачок ручки или карандаш, пытаясь сконцентрироваться на чем-то? Если нет, то возможно вы знаете кого-то, кто так делал /делает. Причина заключается в том, что жевание может быть очень эффективным способом увеличить концентрацию и блокировать прочие отвлекающие вещи, тем более, что это повторяющееся движение. Жевание также активирует нижние мышцы челюсти, что обеспечивает дополнительную возрастающую концентрацию, особенно для детей с недостаточными моторными навыками.

ИЗВРАЩЕНИЕ ВКУСА (ПИКАЦИЗМ)

Пикацизм характеризуется потребностью /желанием не просто жевать, но и есть несъедобные предметы (бумагу, глину, песок и т. д.). Если вы подозреваете, что именно по этой причине ваш ребенок жует, немедленно обратитесь за медицинской помощью.

ПРОРЕЗЫВАНИЕ ЗУБОВ

Нередко дети жуют для облегчения состояния, когда в 6 лет их моляры начинают прорезываться. Если причина заключается в этом, скорее всего, это пройдет, когда зубы прорежутся на своих местах.

СКУКА/ПРИВЫЧКА

У всех нас есть свои привычки. И опять же, если ребенку скучно, всегда есть что-то поблизости, что потенциально может быть пережевано, независимо от того, безопасно это ли нет.

Что вы можете сделать, чтобы помочь?

Помните — это не означает, что дети ХОТЯТ жевать, они НУЖДАЮТСЯ в этом. Хотя иногда кусание /жевание может быть поведенческим, по моему опыту — чаще всего оно связано с ощущениями. В этом случае бесполезно требовать от детей прекратить делать это. По той или иной причине их тело говорит им, что нужно жевать, и дети слушают голос своего организма.

Вы можете быть уверены, что они делают это безопасно, предоставляя им специально разработанную врачами логопедами для этого продукцию.

 

 

 

 

 

 

Возможно, для некоторых людей все, что нужно – просто время от времени делать оральные упражнения, чтобы саморегулироваться, успокаиваться и концентрироваться.

Для других один только жевательный способ может быть недостаточным, особенно если жевание является агрессивным и /или непреодолимым. Возможно, вам понадобится проконсультироваться с лечащим педиатром вашего ребенка для дополнительной помощи. И особенно в тех случаях, когда жевание связано с сенсорными проблемами, профессиональный терапевт (ПТ) может объединить сенсорную диету и дополнительные стратегии.